В сердце Дагестана, высоко в горах, существует место, где время течет по своим законам, а воздух наполнен звоном металла и дыханием веков. Это Кубачи — уникальный центр прикладных искусств Кавказа, чье имя стало синонимом непревзойденного мастерства. Но за известным сегодня названием скрывается древний Зирехгеран, «город кольчужников», чья история формировала особый мир, не похожий ни на один другой.
От Зирехгерана до Кубачи: сквозь толщу веков
История этого поселения, расположенного в 170 километрах от Махачкалы, уходит корнями в начало нашей эры. Уже в раннем Средневековье арабские путешественники с уважением упоминали его под именем Зирехгеран, что с персидского означает «кольчужники». Это было не просто название, а суть: жители города славились искусством изготовления доспехов.
К XIV веку, с принятием ислама, село приобретает тюркское имя Кубачи, которое дословно переводится так же — «кольчужники». Преемственность имен отражает преемственность ремесла. Из небольшого поселения Зирехгеран вырос в крупный средневековый город, став платформой для формирования уникального художественно-эстетического уклада целого народа. Этот уклад на века определил занятия, образ жизни и характер кубачинцев, создав ни на кого не похожие быт, нравы и традиции.
Два полюса жизни: дом и мастерская
Жизненный цикл кубачинца традиционно делится между двумя центрами — домом и мастерской.
Дом — это все, из чего состоит повседневность: рождение, верования, праздники, труд и защита. Его сердцем является гостиная комната-музей «Тавханна». Это ключевое пространство, которое вбирает в себя все аспекты общественной, трудовой и творческой жизни. Строгий порядок расположения предметов в «Тавханне» — от традиционной керамики и фарфора до медных сосудов и ковров — практически полностью раскрывает внутренний мир этого уникального народа. Каждый элемент убранства кунацкой комнаты является пунктиром, отмечающим историю и идентичность кубачинцев.
Если будни проходят в стенах дома, то праздники и свадьбы непременно выплескиваются на улицу, на базарную площадь. Здесь оживала древняя общественная жизнь: такие институты, как «гулала – абильциль» (праздник союза неженатых) и «батирте» (своеобразный средневековый «рыцарский орден»), со временем трансформировались в общие народные гуляния, память о которых хранят уникальные предметы и обычаи.
«Ачебикьнала»: святая святых, где рождаются шедевры
«Ачебикьнала» — это мастерская, которая могла занимать целую комнату или просто угол у окна. Здесь трудились ювелиры-гравёры, филигранщики, чеканщики и оружейники — мастера, бывшие не просто ремесленниками, но и блестящими художниками.
Их мастерство, передававшееся из поколения в поколение, не имело письменной фиксации. Оно жило в генетической памяти, оттачивалось бесконечным повторением и титаническим трудом. Без академий и художественных школ кубачинские златокузнецы интуитивно постигали законы композиции и хранили в памяти тысячи элементов орнаментов и узоров. Все это богатство воплощалось в изделиях — изысканных украшениях, холодном и огнестрельном оружии, ставших объектом желания коллекционеров всего мира.
«Ачебикьнала» — это особое, почти сакральное место, где мысли мастера день за днем, а иногда и год за годом, воплощаются в произведения искусства. Здесь зарождаются шедевры, одни из которых находят свое место в домах ценителей, а другие — в экспозициях лучших музеев мира.
Наследие, которое длится вечно
Кубачинцы и сегодня продолжают следовать заветам предков. Их творческое наследие не застыло в прошлом — оно динамично развивается, приобретая современные и актуальные черты. Зирехгеран–Кубачи остается не просто точкой на карте, а живым организмом, где искусство — это не профессия, а сама жизнь, дыхание и душа народа, сумевшего пронести свою уникальность сквозь тысячелетия.


