Кубачинский художник и антиквар

Кубачинский художник и антиквар фото 1
Кубачи и кубачинцы. Саид Магомедов - кубачинский художник и антиквар
Магомедов Саид (Саид Магомед оглы) – кубачинский мастер, художник и продавец антиквариата, внесший большой вклад в формирование дагестанских коллекций Российского этнографического музея (далее РЭМ). Саид родился в 1873 г. в с. Кубачи – одном из известнейших на Кавказе центров художественной обработки металла, и ушел из жизни в 1941 году в г. Махачкале. Как и большинство мужчин-кубачинцев, он с детства обучался гравировальному делу и с 14 лет стал работать по найму сначала подмастерьем, а потом мастером-ювелиром и оружейником в мастерских кубачинцев, лакцев и армян в городах Кавказа и Украины. 
Мастер-гравер
Получить представление об искусстве мастера позволяют рисунки его работ по металлу, хранящиеся в разных музеях России и, в частности, в Российском этнографическом. Комментарии к некоторым изображениям содержат информацию о географии творчества мастера: те или иные предметы были изготовлены в Екатеринодаре (Краснодаре), Армавире, станице Баталпашинской (Черкесск), Нальчике, Пятигорске, Владикавказе, Баку.
Кавказовед Е.М. Шиллинг писал, что «будучи человеком без образования, но много видевшим на своем веку и обладающим широким кругозором, Саид познал все тонкости кубачинского художественного стиля». 
Антиквар
В 1908 г. из-за болезни глаз Магомедов был вынужден оставить ремесло, став, как и некоторые другие кубачинцы, антикваром. Известно, что для продажи предметов старины он несколько раз до Первой мировой войны выезжал в Европу.
В книге кубачинского мастера Расула Алиханова есть рассказ о том, как вместе с супругой он побывал в Париже: «...жена его была одета по-кубачински. Широкое парчовое платье с золотосеребряными орнаментами на темно-синем фоне, на голове белая накидка каз с золотой вышивкой по кубачинской традиции, с подшитой на конце серебряной бахромой, войлочная обувь белого цвета с орнаментальной отделкой и загнутыми остроконечными носиками подобно птичьему клюву. На руках ее были массивные браслеты и кольца, мастерски отделанные фигурными выпуклыми бирюзовыми камнями и темно-красными гранатами. В Париже, – говорил он, – её окружили фотографы как редкое явление <...>. На следующий день, – рассказывал Саид, – во всех парижских газетах появились в разных вариантах фотографии моей жены Бики из аула Кубачи».
С деловыми целями Саид Магомедов установил связи с некоторыми музеями, в частности в 1913 г. стал сотрудничать с Этнографическим отделом Русского музея (с 1934 г. – Государственный музей этнографии, с 1948 г. – Государственный музей этнографии народов СССР, с 1991 г. – Российский этнографический музей). В этом же году сотрудники отдела сделали фотографии мастера и его жены. 
Уникальные изделия кубачинских мастеров
 
Кубачинские ювелиры испокон веков прославлялись искусством обработки драгоценных металлов и камней. Их творения восхищали красотой и изысканным стилем исполнения. Многие представители династии смогли добиться успеха не только внутри Дагестана, но и далеко за пределами своей родины, завоевывая признание Европы и мира.
 
Мастерство изготовления украшений зародилось в маленьком дагестанском селе Кубачи много столетий назад. Ювелирное дело стало неотъемлемой частью местной культуры и традиций. Семьи мастеровых бережно хранили секреты своего дела, передавая знания детям и внукам. Каждое поколение вносило свой вклад в развитие уникальных техник и стилей.
 
Со временем мастерство распространилось далеко за пределы родного села. Некоторые талантливые ювелиры открывали собственные лавки и магазины в крупных городах Европы, демонстрируя европейцам свое искусство и привлекая внимание покупателей уникальностью изделий.
 
Однако большинство кубачинцев оставались верны традициям предков, продолжая трудиться в родных стенах. Именно благодаря этому традиция сохранилась до наших дней.
 
Сегодня в селе продолжает свою работу знаменитый Кубачинский комбинат, ставший символом преемственности поколений. Здесь собраны лучшие мастера-ювелиры, чьи руки создают уникальные украшения ручной работы. Каждый продукт является настоящим произведением искусства, сочетающим старинные техники и современные тенденции дизайна.
 
Традиционные технологии дополняются современными материалами и инструментами, что позволяет сохранить аутентичность изделий, одновременно повышая их качество и привлекательность для широкой аудитории.
 
Молодые ученики проходят обучение непосредственно у опытных наставников, перенимая опыт предыдущих поколений. Это обеспечивает непрерывность традиций и сохранение уникального стиля, присущего исключительно кубачинским мастерам.
 
Таким образом, остаются востребованными и популярными как среди местных жителей, так и среди зарубежных ценителей прекрасного. Благодаря многолетней работе, передающимся из поколения в поколение секретам и опыту, этот маленький уголок Дагестана стал признанным центром ювелирного искусства мирового уровня.
 
Следуя заветам своих отцов и дедов, нынешнее поколение мастеров сохраняет и развивает уникальный культурный феномен, обеспечивая будущее процветание древнего промысла.
« Предыдущая статья Следующая статья »
Вас может заинтересовать
Серебряная посуда – это не дань моде....
Владение серебряными изделиями ручной...
Одна из важных вех развития украшения...
Если у вас есть какие-то вопросы, вы всегда можете написать нам emoji